Фото: REUTERS/Loren Elliott.
Что такое антитела?
К появлению этих защитников организма ведет целая цепочка. Болезнь вызывает патоген — вирус, бактерия, паразит или грибок. Любой патоген состоит из нескольких элементов, как правило, свойственных именно ему и той болезни, которую он вызывает. Элемент патогена, вызывающий образование антител, называется антигеном. Антитела, которые возникают как ответ на антиген — важная часть нашей иммунной системы. И от того, как они сработают, зависит, победим мы болезнь или нет.
Каждое антитело способно распознавать один антиген, и в человеческом организме «живут» тысячи самых разных антител. В случае появления новой болезни, как это было с коронавирусом, вместе с ней в организм попадает новый антиген. А всякий раз при встрече с новым антигеном организм старается выработать новое антитело. Оно, в свою очередь, присоединяется к антигену, чтобы уничтожить болезнетворный микроорганизм (он же — патоген).
— Антитела формируются против конкретных антигенов, а у возбудителя может быть не один, а несколько антигенов, — поясняет доктор медицинских наук, заведующая кафедрой эпидемиологии Харьковского медицинского университета Татьяна Чумаченко. — Антитела могут играть как антигенсвязывающую роль, так и векторную, то есть они могут запускать классическую схему активации комплемента (комплекс защитных белков, постоянно присутствующих в крови), а могут связываться с клетками. Это две основные функции антител.
Защищая человеческий организм, антитела нейтрализуют вирус, предотвращают взаимодействие вируса с клеткой. По своей природе вирус является паразитом, у него нет собственного метаболизма, он обязательно должен проникнуть в клетку. А потом он заставляет клетку себя воспроизводить. Вне клетки вирус просто не может поддерживать свой биологический вид.
Доктор медицинских наук, заведующая кафедрой эпидемиологии Харьковского медицинского университета Татьяна Чумаченко. Личный архив Татьяны Чумаченко.
Почему антитела образуются не сразу?
Организму нужно время на изучение «врага». Когда он впервые сталкивается с воздействием какого-то антигена, требуется время для того, чтобы иммунная система отреагировала и выработала антитела, специфические для конкретно этого антигена. И пока длится этот период, человек остается незащищенным, восприимчивым к патогену и может заболеть.
— При этом первичный иммунитет формируется дольше, а вторичный иммунный ответ, когда организм уже встречался с данным антигеном, формируется очень быстро, — говорит эпидемиолог. — Антитела появляются гораздо стремительнее за счет того, что подключаются клетки памяти. В том-то и заключается смысл иммунизации, чтобы обучить иммунную систему распознавать чужеродные антигены. И чтобы сформировались клетки памяти, которые быстро отреагируют и защитят нас еще в пределах инкубационного периода. Так после вакцинации человек не заболевает, даже если заражение происходит.
Чем больше антител, тем сильнее защита?
Бытует мнение, что чем выше концентрация антител, тем в большей безопасности организм. И люди, сделав анализ на антитела класса G и получив высокие показатели, расслабляются так, будто никакой пандемии вокруг и нет. Профессор Чумаченко называет такой подход к вопросу неправильным.
— И на фоне высоких титров антител люди заболевают повторно. Коронавирусная инфекция — это не корь, когда после переболевший человек получает иммунитет на всю жизнь. Как показывает практика, после перенесенного ковида можно заболеть и второй, и третий раз. Поэтому, выздоровев, нужно не антитела измерять, а идти делать прививку.
Что еще защищает нас от вируса?
В этой борьбе участвуют не только антитела, но и клетки. Специфические Т и В-лимфоциты позволяют защищать человека от вируса, говорит эпидемиолог.
Когда вирус проникает в клетку, антитела ему уже не страшны — они туда «не попадают», что дает ему возможность беспрепятственно размножаться. Тогда на помощь и приходят Т-клетки, которые могут уничтожать клетки, уже зараженные вирусом, не давая ему возможности распространяться дальше.
Увы, в рутинной практике определить клеточный иммунитет пока невозможно, делается это только в научных лабораториях. Тест на количество Т-клеток очень сложный, но зато информативный.
Через какое время после болезни можно прививаться и при чем здесь антитела?
Ни при чем, уверена эпидемолог. Для принятия решения — делать прививку или нет — тест на антитела не является информативным. К тому же ученые предполагают, что переболевший и вакцинированный человек получает пожизненную защиту, а это аргумент в пользу прививки. Что до сроков, в Украине рекомендуется вакцинация через 28 дней после болезни, но максимум — в течение трех месяцев. В международной практике переболевшим пациентам советуют делать прививку сразу после выздоровления, не откладывая.
В каких случаях нужен тест на антитела?
По мнению эпидемиолога, актуальны популяционные исследования на основании антител — они необходимы для науки, а в индивидуальных особого смысла нет. Если же вас так мучает вопрос собственного иммунного статуса после прививки, проверить его можно через месяц от получения второй дозы.
При этом помнить, что антитела бывают общими и нейтрализующими. Чтобы понять, где какие «работают», нужно представить, как рисуют коронавирус — круглое ядро в оболочке и «корона» с шипами. Общие антитела вырабатываются в оболочке, состоящей из нуклеокапсидных белков, нейтрализующие — в спайковых белках «короны». И антитела к нуклеокапсиду просто дают информацию, был человек инфицирован или нет. А вот антитела к спайковому белку покажут наличие защиты от вируса, и, если уж сдавать, то именно такой тест.
При этом измерить, насколько надежную иммунную защиту выработал организм и как долго она будет действовать, пока невозможно. Методы измерения используются разные, стандартов, которые бы позволяли определить, в норме ли показатели, еще нет. Поэтому ответить на волнующих всех вопрос «А насколько надежно я защищен после болезни/вакцинации?», просто сдав тест, нельзя.
— У нас еще нет стандартных тест-систем, и ученые пока не установили, какой уровень антител обладает защитной функцией, — констатирует наш эксперт. — И нет как четких стандартов измерения антител к коронавирусу, так и точного порогового значения. Ученые над этим работают, и ответы мы когда-нибудь получим, но пока много неясностей.
Нет антител — значит, не было и заражения?
Здесь могут быть разные варианты: инфицирование было, но иммунитет не успел отреагировать выработкой антител, потому что, например, в организм попало мало возбудителей. Или же после вакцинации обнаруживается, что антител мало или нет совсем. Это может происходить и по причине подавленной иммунной системы, которая не образует должного отпора, и вследствие возраста.
— Может оказаться и так, что антитела просто не обнаружила данная тест-система, — предупреждает Татьяна Чумаченко. — Главное в противовирусном иммунитете — это все-таки клетки. И в уже описанных случаях, когда антитела не обнаружились, у людей при этом были специфические Т- и В-лимфоциты, которые их защищали.
Почему тест о наличии антител не приравнивается к COVID-сертификату?
Если коротко, то потому что антитела антителам — рознь. По данным Центра общественного здоровья МОЗ Украины, антитела, которые исследуются в коммерческих лабораториях, определяются не к тем антигенам вируса, к которым формируется иммунный ответ при вакцинации. После прививки антитела производятся к конкретному фрагменту вируса — спайк-протеину. И суть вакцинации в том, чтобы организм «наработал» антитела, то есть запустил их после контакта с антигеном.
Национальная техническая группа экспертов по вопросам иммунопрофилактики настаивает: понятия «безопасный уровень антител к ковиду» не существует. Поэтому ученые не советуют сдавать тест на антитела ни до, ни после прививки. Объясняют это такими причинами:
тест-системы для определения антител не стандартизованы; в процессе клинических исследований вакцин не обнаружено никаких побочных реакций у тех, кто имел антитела после болезни. И вакцинация для них абсолютно безопасна; люди с антителами, полученными после болезни, все равно заболевают повторно.
Кроме того, вакцинация предупреждает тяжелое течение болезни, госпитализации, летальные случаи и перегрузку медицинской системы. Поэтому бумажка о вакцинации — это документ, а бумажка о наличии антител — ответ на любознательность их хозяина.
БУДЬ В КУРСЕ
Как сдается тест на антитела
Для оценки иммунного статуса лаборатории предлагают анализ на антитела к спайковому (S) белку SARS-CoV-2. Он позволяет судить о наличии защитного иммунитета, который мог сформироваться после перенесенной болезни или вакцинации.
Для тестирования необходимо сдать кровь из вены, соблюдая правила подготовки. Анализ сдается натощак, поэтому лучше утром. Если сдаете днем — не ешьте хотя бы за 3-4 часа до него. Алкоголь, жирную пищу и интенсивные физические нагрузки рекомендуется исключить за сутки, курение — за 1-2 часа до теста. 30 минут перед сдачей крови нужно побыть в спокойном, расслабленном состоянии.
Стоимость анализа по всей Украине примерно одинаковая — около 450 гривен, случаются акции, когда цена снижается и до 300. А вот сроки изготовления у всех разные: в Киеве это может быть от 8 часов до трех дней, в регионах от 12 часов до четырех дней.
КСТАТИ
Когда колоть бустерную дозу?
Антитела начинают снижаться через 6 месяцев, хотя бывает, что и через 7 или 9, но не у всех. По мнению Татьяны Чумаченко, в этот период и нужно вводить бустерную дозу. И по-хорошему, люди, сделавшие прививки на старте вакцинальной кампании, уже должны были получить ее. Но ситуация складывается так, что одни украинцы стали заложниками других. В МОЗ заявляют, что бустерная вакцинация планируется на январь-февраль 2022 года, и для этого есть условие — хотя бы 50% населения к этому моменту должны получить вторую дозу или 60% — первую.
На сегодняшний день полностью привит только 31% всего населения Украины, частично — чуть более 36%. До января три недели, потом две недели праздничного выпадения из жизни, когда всем будет точно не до прививок. А на этом фоне, по данным системного аналитика Евгения Истребина, темпы вакцинации уже стремительно снижаются, и за последнюю неделю упали на 50 тысяч в день. Поэтому 50% полностью вакцинированных нам вряд ли «светит» и в феврале.
В ТЕМУ
«Омикрон» потребует высокого коллективного иммунитета
Несмотря на отсутствие информации о влиянии нового штамма на тяжесть течения болезни и увеличение летальности, недооценивать его нельзя, уверена Татьяна Чумаченко.
— Скорость его размножения и заразность превышает все предыдущие варианты. И нам придется с ним столкнуться — во времена глобализации избежать этой встречи не получится. Но все развивается по законам эпидемиологии: пока у нас не будет высокого популяционного иммунитета, а это 70-80% привитых и переболевших, будут формироваться все более агрессивные штаммы. И чем более вирулентный приходит штамм, как в случае с «Омикроном», тем более высоким этот иммунитет должен быть, и на это тоже нужно обращать внимание.
Кстати, учитывая заразность «Омикрона», особое внимание нужно уделить детям, которые подтвердили статус активных источников инфекции и распространителей вируса. По словам врача, этой осенью они продемонстрировали вирусную нагрузку гораздо выше той, что наблюдалась у взрослых, лежащих в стационаре с тяжелой формой ковида. При этом сами зачастую вообще не имели симптомов болезни. Поэтому ученые призывают максимально прививать детей с 12 лет.
Залиште відповідь